Мониторинг качества образования

или позвонить по номеру телефона

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ


Качество образования – интегративная характеристика отрасли образования в разрезе региона, учреждения (организации), вида, формы в соответствии с современными требованиями общества, государства, работодателей, соискателей и т.д.
В Законе Украины ''Об образовании'' указано, что ''качество образования - соответствие результатов обучения требованиям, установленным законодательством, соответствующим стандартом образования и/или договором о предоставлении образовательных услуг; качество образовательной деятельности - уровень организации, обеспечения и реализации образовательного процесса, обеспечивающий получение лицами качественного образования и отвечающий требованиям, установленным законодательством и/или договором о предоставлении образовательных услуг''.


АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДОБРОЧЕСТНОСТЬ


Академическая добродетель /Academic Integrity
Срок integer с лат. означает "совершенный, полный, целостный".
Integrity – “совершенство, полнота, целостность” – означает такое психологическое состояние человека, которое характеризуется его внутренней гармонией, стойкостью и последовательностью нравственного образа.
Академическая добродетель – это преданность академическому сообществу, даже перед лицом трудностей, шести фундаментальным ценностям: честности, доверию, справедливости, уважению, ответственности и мужеству.
Академическая добродетель – это совокупность нравственных принципов и определенных законом правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и осуществления научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и/или научных (творческих) достижений.


РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Статья 16 Закона Украины "О высшем образовании" предусматривает, что система обеспечения качества высшего образования в Украине составляется:
– из системы обеспечения высшими учебными заведениями качества образовательной деятельности и качества высшего образования (система внутреннего обеспечения качества);
– системы внешнего обеспечения качества образовательной деятельности высших учебных заведений и качества высшего образования;
– системы обеспечения качества деятельности Национального агентства по обеспечению качества высшего образования и независимых учреждений оценивания и качества высшего образования.
В формате деятельности нашего высшего учебного заведения вызывает интерес и актуальна именно первая позиция, то есть система внутреннего обеспечения качества высшего образования.
Так, в Учебном центре, после получения лицензии на проведение последипломного образования, планируется разработать Положение о внутренней системе обеспечения качества образования (система внутреннего обеспечения).
Нормами Положения о внутренней системе обеспечения качества образования (система внутреннего обеспечения), которое будет по своей сути отвечать основным требованиям Закона Украины «О высшем образовании», будет предусматривать осуществление следующих процедур и мероприятий:
– определение принципов и процедур обеспечения качества высшего образования;
– осуществление мониторинга и периодического просмотра образовательных программ;
– ежегодная оценка соискателей высшего образования, научно-педагогических и педагогических работников высшего учебного заведения (осуществляется в соответствии с отдельным Положением) и регулярное обнародование результатов таких оцениваний на официальном веб-сайте высшего учебного заведения, на информационных стендах и любым другим способом;
– обеспечение повышения квалификации педагогических, научных и научно-педагогических работников;
– обеспечение наличия необходимых ресурсов для организации образовательного процесса, в том числе самостоятельной работы студентов;
– обеспечение наличия информационных систем для эффективного управления образовательным процессом;
– обеспечение публичности информации об образовательных программах, степенях высшего образования и квалификации;
– обеспечение эффективной системы предотвращения и выявления академического плагиата в научных работах работников высших учебных заведений и соискателей высшего образования и других процедур и мероприятий.

Критериями качества образовательного процесса будут:
– наличие утвержденных в установленном порядке учебных планов, рабочих учебных планов, графиков образовательного процесса, программ и рабочих программ по учебным;
– соответствие содержания учебных планов и рабочих программ требованиям образовательно-профессиональных программ и стандартам высшего образования;
– соответствие расписания занятий структурно-логической схеме;
– соответствие элементов образовательного процесса (лекций, семинаров, практических занятий и т.п.) утвержденным планам и программам;
– комплектность и достаточность методического обеспечения дисциплин, достаточность, регулярность и уровень организации текущего контроля (контроль качества знаний соискателей высшего образования, качества образовательного процесса, их анализ), оперативность принятия и реализации корректирующих средств.


Контроль качества образовательного процесса будет осуществляться на нескольких уровнях:

1. Научно-педагогическими работниками – с помощью текущего, промежуточного и итогового контроля.
2. Заведующим Учебным центром – с помощью:
– проверки выполнения учебной, учебно-методической, организационно-методической работы, о чем должны быть сделаны записи в индивидуальных планах преподавателей, в годовых отчетах преподавателей и протоколах заседаний учебного центра;
– проверки подготовки научно-педагогическими работниками учебных и рабочих учебных программ в соответствии с требованиями МОН Украины, формирование учебно-методического комплекса обеспечения каждой дисциплины кафедры; – посещение в течение учебного года всех типов занятий: лекций, практических занятий, семинарских занятий и т.д. Посещение занятий каждого научно-педагогического работника проводится не менее одного раза в год. Выводы посещаемости фиксируются в журнале контрольных и взаимных посещений занятий начальником (заведующим) учебного центра;
– проведение открытых занятий, обсуждаемых на заседаниях учебного центра;
– взаимное посещение (каждый научно-педагогический работник должен посетить не менее 2 занятий в течение учебного года), сделать соответствующие записи в журнале контрольных и взаимных посещений занятий учебного центра.
3. Контроль на уровне учебного отдела осуществляется посредством:
– проверки организации образовательного процесса:
– формирование учебной нагрузки преподавателей, качества равномерного распределения нагрузки (в том числе общественной) между научно-педагогическими работниками; – регулярного контроля соблюдения расписания учебных занятий научно-педагогическими работниками и соискателями высшего образования;
– посещение занятий научно-педагогических работников;
– контроль соблюдения требований к документальному оформлению результатов текущего, промежуточного и итогового контроля;
– регулярных отчетов (не менее одного раза в учебный год) учебных отделов;
– опрос участников образовательного процесса;
– проверки готовности учебно-методической документации согласно номенклатуре дел.
4. Контроль на уровне руководства производится путем проверки:
– наличия утвержденных в установленном порядке учебных и рабочих учебных планов по каждой специальности учебного подразделения;
– наличия утвержденных в установленном порядке графиков образовательного процесса;
– соответствия содержания учебных планов и программ учебных дисциплин установленным требованиям;
– наличия рабочих программ по дисциплинам и их соответствие элементам образовательного процесса (лекции, семинары, практические, самостоятельная работа и т.п.);
– соответствия расписанию занятий структурно-логической схеме подготовки;
– комплектности и достаточности методического обеспечения по каждой учебной дисциплине (дидактические материалы для проведения лекций и семинарских, практических занятий, задачи для самостоятельной и индивидуальной работы и т.п.);
– соблюдение требований к документальному оформлению результатов текущего и итогового контроля;
– наличия организационно-методического обеспечения всех видов практик, предусмотренных учебными планами;
– качества организационно-методического обеспечения проведения аттестации соискателей образовательно-квалификационного уровня или степени высшего образования в соответствии с установленными требованиями, соблюдением всех требований к документальному обеспечению аттестации;
– контрольных посещений занятий руководством Института.

Оставить отзыв
Заказать обратный звонок